Регистрация / Вход

Поделитесь ссылкой с друзьями

Объявление / Вольнянск

Самое интересное в интернете

Преображение Господне 2019 в Вольнянске

19 августа в Свято-Владимирском храме города Вольнянска благочинный района протоиерей Вячеслав Гончаренко провел торжественное богослужение Преображения Господнего. 
О Преображении Господнем, или о Втором Спасе, мы всё-таки знаем больше, чем о Первом и Третьем. В православном календаре праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Для любителей русской литературы «серебряного века» он, несомненно, ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака («Август»). 
«Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!». 
Эти строки хорошо выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, озабоченном кулинарными проблемами, он именуется «Яблочным Спасом».
Начнём с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысласамого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?
Преображение: событие и смысл
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (Мф.17:1-13), Марк (Мк.9:2-13) и Лука (Лк.9:28-36). 
В православной богослужебной традиции Преображение имеет статус двунадесятого праздника, ради которого смягчается строгий Успенский пост (разрешается вкушение рыбы). В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия, и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер». 
Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чём здесь русские яблоки?! Всё очень просто.
При чём здесь яблоки?
Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, русский люд поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. С другой стороны, если учитывать климатические реалии наших регионов, то благодарить Бога за дарование яблок следует все-таки в сентябре, когда созревают основные сорта.

Вольнянский Край / Видео журнал Вольнянска 2012-2019